Турнир по математике и информатике

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Институт математики и информационных технологий

Кафедра методики преподавания математики

Программа конкурса

«Турнир по математике и информатике» на кубок ИМИТ

Отчет по финалу 2019г

Регистрация на турнир по математике и информатике на кубок ИМИТ

Архив с видео прошлых лет

Группа в вк 2019 год

 

Команда состоит из 10 человек, включая капитана. Участвовать могут учащиеся 10-11 классов, возможно привлечение 9-классников. 

От болельщиков требуется приготовить по 2 номера художественной самодеятельности (в любом жанре). Номера должны быть динамичные, оригинальные, сделанные с хорошим вкусом.

Историческая тема турнира в 2019-20 учебном году: «Математика Средней Азии (IX-XV век)» (конкурсы 1, 4 и 7).

 

КОНКУРСЫ

 

  • Электронная газета (12 баллов – по 3 балла за каждый параметр оценивания).

 

Оценка производится по таким параметрам:

  • общее впечатление (эстетика, чувство вкуса, техническое исполнение);
  • неожиданные применения математики;
  • представление команды и капитана, представление эмблемы команды;
  • отражение темы турнира «Математика Средней Азии».

Электронная газета присылается в жюри по электронной почте за 2 дня до самого турнира. Это позволит жюри подробно познакомиться с представленным вариантом. Перед началом турнира газеты будут демонстрироваться в зале для болельщиков и гостей турнира (электронный вариант – с помощью проектора, а также на сам турнир команды готовят распечатанный вариант, который размещается в зале). Эмблема команды должна быть у каждого участника во время всего турнира.

 

  • Визитка команды (5 баллов).

 

Время представления команды  не более 7 минут. Оценивается оригинальность, юмор, математический дух.

 

  • Блиц-разминка (10 баллов – по одному баллу за каждый правильный ответ).

 

Каждая команда выходит по очереди на сцену. Ведущий задает по одному вопросу каждому члену команды. Вопросы требуют быстрого ответа (на обдумывание не более 10 секунд). Отвечает только один человек (команде и болельщикам нельзя подсказывать). Вопросы задаются из области школьной математики и информатики, возможны вопросы с историческим содержанием.

 

  • «Ты – мне, я – тебе»: исторические вопросы по теме «Математика Средней Азии (IX-XV век)» от команд друг другу 

 

(6 баллов – 3 балла за качество вопроса; 3 балла – правильность ответа).

На разминке команды предлагают друг другу ответить на подготовленный каждой командой вопрос по истории математики (на обдумывание ответа не более 1 минуты). 

Вопросы готовятся заранее и передаются в жюри за 2 дня до игры с указанием ответа и литературного или электронного источника, на основе которого был сформулирован вопрос. При оценке качества вопроса учитывается оригинальность формулировки и подачи. Особо ценятся те вопросы, в которых заложена логика для поиска ответа. Фактологические вопросы оцениваются невысоко. Жюри оставляет за собой право принимать от команд-соперников ответы, которые могут в какой-то мере отличаться от предполагаемого авторского ответа, но при этом будет просматриваться логика поиска ответа и его непротиворечивость самому вопросу.

Во время конкурса вопрос команды выводится с помощью проектора на экран. При игре трех команд на вопрос одной команды отвечают сразу две команды-соперники; ответы представляются в жюри в письменном виде. Болельщики также могут помочь своей команде и предоставить ответ в жюри в письменном виде с указанием команды, которой оказывается интеллектуальная поддержка. Ответ болельщиков учитывается в том случае, если команда сама не смогла дать правильный ответ. При оценке ответа болельщики могут принести только до 2 баллов за правильный ответ.

 

  • Математическая пантомима (6 баллов – 3 балла за качество показа; 3 балла – правильность ответа).

 

Команды средствами пантомимы (не допускается использование слов, музыкального материала, намекающего на загадываемое понятие) показывают математическое понятие из школьного курса математики. Понятие не должно выходить за рамки программы для общеобразовательных школ; а также это понятие должно быть из математики (алгебры или геометрии до 9 класса включительно). Соперники должны отгадать показываемое это понятие с трех попыток. В случае неудачи болельщики могут помочь команде (тогда команда получает не более двух баллов). При оценке пантомимы учитывается, в первую очередь, насколько были точно отражены математические свойства загадываемого понятия.

Жюри оценивает точность показа, поэтому непосредственно перед показом пантомимы команда предоставляет в жюри свой вариант ответа. Если версия соперников была точнее к показу, чем предполагаемый ответ, то жюри может оценить ответ соперников максимальным количеством баллов.

При игре трех команд оба соперника пытаются отгадывать, при этом в жюри в письменном виде предоставляется 3 версии возможного ответа. Если среди этих версий есть верные, то ответ считается состоявшимся.

Болельщики также могут помочь своей команде и предоставить ответ в жюри в письменном виде с указанием команды, которой оказывается интеллектуальная поддержка. Ответ болельщиков учитывается в том случае, если команда сама не смогла дать правильный ответ. При оценке ответа болельщики могут принести только до 2 баллов за правильный ответ.

 

  • Решение задач.

 

а) Обмен задачами (только на финале) (6 баллов – 3 балла за качество задачи, 3 балла за верное решение). 

Команды обмениваются задачами, которые должны решить соперники. Команды придумывают задачу на тему свойства хорд. Обмен задачами между соперниками происходит за сутки до игры (команды предварительно присылают задачу и ее решение в отдельном файле в жюри, а далее жюри в одно и то же время отправляет командам (на указанный адрес электронной почты) условие задачи от соперников. Оценивается решение задачи соперника, а также удачность подбора задачи (ее оригинальность, возможность решения и объяснение этого решения за 5 минут). При проведении этой части конкурса условие выводится с помощью проектора на экран. Команда-соперник должна рассказать решение, затратив не более 5 минут (решение происходит на доске, не презентация). Команда – автор задачи дает оценку решению соперников. Если решение признается неверным, то команда-автор предлагает собственное решение (на комментарии не более 5 минут). Если анализ решения будет занимать более 5 минут, то жюри может снизить баллы за составление задачи или вообще не начислять баллов за этот компонент.

 б) Задача от жюри (3 балла за верное решение).

Жюри предлагает командам одну задачу на тему «свойства хорд». На решение задачи отводится 5 минут. Этот конкурс проводится между командами за 30 минут до начала турнира; для решения команды отправляются в отдельный кабинет. Через 5 минут после начала решения, команда сдает свои решения в жюри. Жюри после проверки объявляет результаты, при этом по одному представителю от команды могут ознакомиться с решениями соперников. 

 

  • Конкурс капитанов (6 баллов: (7 – N) баллов, где N  номер подсказки, с которой был записан верный ответ).

 

Каждому из капитанов необходимо угадать математическое понятие, утверждение, имя ученого или что-либо другое, связанное с математикой Средней Азии (IX-XV век). Отгадать нужно с помощью 6 подсказок. После каждой подсказки капитаны записывают предполагаемый ответ на бумаге и передают в жюри (30 секунд на ответ по каждому вопросу). 

Неверные ответы зачитываются, и затем переходят к следующей подсказке. Если какой-то капитан записал верный ответ, то для него конкурс заканчивается, а другой капитан продолжает отгадывать (верный ответ не зачитывается, а объявляется по окончании этого конкурса). 

Первые подсказки в этом конкурсе сложные. Чем больше подсказок уже сделано, тем более «прозрачными» они становятся. Для всех капитанов задание одинаковое и предлагается от жюри.

Команда может за время этого конкурса один раз использовать свою попытку предоставления в жюри собственной версии ответа. Если этот ответ окажется верным, то для капитана этой команды игра также заканчивается. Баллы начисляются по той же схеме, что и для капитана. 

 

  • Интеллектуальные были и небылицы (10 баллов) (только на финале).

 

Необходимо придумать сказку, детектив или действие в любом другом жанре на тему «Свойства хорд». Основные требования: время действия  7-10 минут; ценятся изящество и юмор, точное отражение математической сути художественными средствами.

 

  • «Интрига» или устная задача (от 10 до +10 баллов).

 

Все члены каждой команды (по 10 человек) решают одну и ту же задачу устно. Время решения  5 минут. За правильный ответ участник приносит своей команде «+1» балл, за неверный ответ (или в случае отсутствия ответа)   «1» балл. Проведение этого конкурса в заключение турнира позволяет сохранить интригу (до последнего момента нельзя сказать, кто победит). Для проведения конкурса все члены команды выходят на сцену, выстраиваются рядами (представители разных команд чередуются), при этом стоят спиной к залу, руки за спиной. Условия задачи прочитывается дважды, после чего начинается отсчет времени. Каждый участник по мере решения направляется к своему представителю от жюри и молча пишет ответ на предоставленном ему листке; затем отправляется на командное место и ждет окончания. Если время завершено, то помощники жюри быстро по одному отправляют членов команды для ответа. Если ответа нет, то также начисляется «1» балл.

 

  • Конкурс художественной самодеятельности от болельщиков
    (до 3 баллов за номер).

 

Болельщики каждой команды готовят 1 номер художественной самодеятельности, которые демонстрируются в течение всего турнира (в перерывах между другими конкурсами по просьбе жюри).

Итоги конкурса художественной самодеятельности подводятся перед конкурсом «Интрига».

Предполагается проведение двух полуфиналов и финала.

Ориентировочные даты: полуфиналы последняя неделя октября; 

финал –  третья неделя ноября 2019 года.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

* Активная работа студентов при подготовке команд-участников турнира математических боев, а также при проведении игр.

* Обязательные подробные комментарии жюри оценки каждого конкурса (это позволяет поддерживать доброжелательный дух соревнования, дает возможность прививать «математический вкус», задавать «эталон» в выполнении заданий, решении задач и т.п.).

* Доброжелательный настрой команд.

* Доброжелательный настрой болельщиков каждой команды.